Сретение Господне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Словами праведного Симеона: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по
глаголу Твоему с миром, яко видели очи мои спасение Твое, еже еси
уготовал пред лицoм всех людей, свет во откровение языков и славу
людей Твоих, Израиля, - заканчивается долгий период, тысячелетия
боголишенности людей. Тысячелетиями, с тех пор как древний Адам
заплакал первой своей слезой, с тех пор, как он издал первый стон на
земле, где больше не было Бога среди Его тварей, вся земля, все
человечество тосковало о том дне, когда когда-то встретится вновь
лицом к лицу со своим Богом. И вот этот день пришел; Бог стал
человеком в вифлеемских яслях; Вечный вошел во время: Неограниченный и
Бесконечный вошел в ограниченность нашей тварности; Тот, Который
является самой святыней, вошел в мир греха и, в день Своего крещения
погружаясь в страшные иорданские воды, где люди омыли себя от грехов,
погружаясь в них как бы в мертвые воды древних сказок и сказаний, Он
вышел, нося на Себе мертвость, смертность тех людей, которых Он пришел
спасать.
Сегодня мы вспоминаем Сретение Господне, эту встречу между Ним и
первым человеком, кроме Божией Матери, который в Нем узрел Духом
Святым пришедшего Бога. Кончается трагедия богооставленности Ветхого
Завета и языческого мира. Среди Своих людей - Господь; вся полнота
Божества обитает на нашей земле; но начинается новая трагедия:
начинается крестный путь Бога, ставшего человеком. Он родился в
область смерти и /ради/ смерти, Он родился умирать ради нас. Если вы
прислушивались к чтениям Ветхого Завета, которые означают сегодняшний
праздник, вы, может быть, заметили, почему он был учрежден. В 13-й
главе книги Исхода мы читаем о том, как Господь сказал Моисею, что
всякий перворожденный мужеского пола должен быть посвящен Ему,
принесен в жертву жизни и смерти в воспоминание о том, как Израиль был
спасен от египетского плена смертью всех первенцев египетских. Это
приношение перворожденного младенца в храм не значило просто его
посвящение Богу; эти младенцы потом возвращались к обычной
человеческой жизни. Это приношение младенцев значило, что они отдаются
на волю Божию , что над ними Бог имеет право жизни и смерти; и это
означалось тем, что в выкуп за этого младенца приносился ягненок или
птенцы горличные.
Это была действительно кровавая жертва, которая отклонялась столетие
за столетием до того дня, когда в храм был принесен Единородный Сын
Божий, ставший Сыном Девы, Сыном человеческим. И единственный раз в
человеческой истории эта жертва крови была Богом принята; единственный
раз, несмотря на то, что была принесена жертва как бы заменяющая
младенца, Самый Младенец был принят Богом и Отцом на смерть. Эта
жертва ждала своего времени: с лишним тридцать лет прошло между
приношением Младенца и смертью созревшего Иисуса. Но эта жертва была
принята, и Младенец, принесенный Девой Марией, умер в Свое время на
голгофском кресте.
И в этот же день, провозглашая освобождение всего мира от страшной
боголишенности тысячелетий, тот же Симеон дает Божией Матери страшную
весть о том, что и Ей меч пройдет в сердце, что это приношение,
которое сейчас отклоняется, когда-то скажется Божественной волей, и
что это - только начало крестного, трагического пути и Христа, и
Богородицы Марии.
И Христос этим путем прошел: путем оставленности людьми и
Богооставленности, путем Гефсиманского сада и Голгофской смерти.
Смертью Он победил смерть, восстал живым от гроба, вознесся во славе,
дал нам Духа Своего Святого; и однако и в Новом Завете не снимается
крестное знамя и не приходит к концу трагедия мира. Воскресший Христос
на руках, на ногах, на боку носит следы гвоздей и копья, на челе -
следы венца, которым Его увенчали в насмешку, тернового венца вместо
царского.
Но и мы - участники крестного пути. Каждый из нас в свое время, после
своего крещения был принесен в храм для воцерковления; тогда читались
молитвы над нашей матерью и над нами, тогда призывалась на нас милость
и помощь Господа, Хранителя младенцев, Который носился на руках
праведного Симеона. Но будучи вносимыми в этот храм мы были вносимы по
образу Христа; до этого над нами было совершено крещение, а крещение,
по слову апостола Павла, по вере Церкви - это такое погружение в
смерть Христову, что Его смерть делается нашей смертью, как и
Воскресение Его делается нашим воскресением. И мы, умершие смертью
Христа и воскресшие Его Воскресением, приносимся в храм, как Он,
вечный - и однако подверженный трагедии времени, Живой - и однако
призванный умереть… Мы приносимся, по слову апостола Павла, как живые,
воскресшие из мертвых, но живые, как Христос был жив. Он был жив Своим
вечным Божеством и Своей неумирающей человеческой плотью, и однако,
эта плоть умерла приобщением нашей греховной телесности. И также и мы,
воскресшие Воскресением Христа, посланы Им - Он Сам нам говорит: Отец
Его послал в область греха, в область страдания, в область смерти,
чтобы на теле нашем, на душе нашей, на всем нашем существу нести крест
падшего, искупленного, и однако еще не спасшегося мира… Мы призваны в
теле нашем восполнить недостающее страстям Христовым, по слову
Апостола. На теле нашем лежат следы распятия; душа наша призвана
разрываться голгофской скорбью о падшем мире, не принимающем своего
спасения. И потому что мы - Христово тело, потому что мы с Ним - одно,
трагедия, снятая приходом Христа с Ветхого Завета и древнего
человечества, ставшая теперь трагедией Божественной, трагедией Христа,
эта трагедия продолжается через века в нас. И, как сказал однажды
патриарх Алексий, Церковь - это Тело Христово, распинаемое из столетия
в столетие для спасения мира, носящее крест, умирающее в агонии
Гефсиманского сада и Богооставленности, если нужно, и отверженности
людьми всегда на земле.
Вот путь Церкви, вот наш путь, вот то, о чем говорит нам сегодня этот
светлый и такой грозный праздник Сретения Господня праведным Симеоном.
Мы сейчас вступаем в недели, подготовляющие нас к Великому посту,
ведущие нас к Страстной неделе, Воскресению; мы уже приобщены к смерти
и воскресению - и однако, мы должны пройти вновь и вновь весь этот
путь жизни Церкви, жизни Христа, и осуществить его во всей нашей
жизни, вне храма, везде, всюду, где бы мы ни были: мы - тело Христово,
распинаемое, отданное Богом, больше того: наподобие Христа, отдающее
себя для спасения мира. Аминь.
2-ая Конференция, посвященная осмыслению наследия митрополита Антония
Сурожского, состоится с 11 по 13 сентября 2009 года, подробности
смотрите здесь: http://www.mitras.ru/conf2.htm
09 февраля 2009 г. в 19.00 состоится 7-ой семинар по осмыслению
наследия митрополита Сурожского Антония, подробнее
http://www.mitras.ru/seminar07.htm
* - Интернет версию проповеди можно посмотреть на странице:
http://www.mitras.ru/serm.htm
Предыдущие проповеди можно выбрать в архиве:
http://www.mitras.ru/archive.htm
Форум библиотеки:
http://www.mitras.ru/wbb2/
Электронная библиотека
"Митрополит Сурожский Антоний"
http://www.mitras.ru/
|