Рождество Христово
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В такую ночь, как эта, в морозную, звёздную ночь родился на земле
Господь и Бог наш Иисус Христос. Бог стал человеком; Своим
Божественным существом Он соединился со всем многослойным существом
человека, пронизал существом Своим человеческую душу, исполнил
Божеством Своим, словно огнем, и плоть человеческую, которую Он
воспринял от Девы Богородицы, сроднив Себя таким образом со всем, что
было сотворено державным Его Божественным словом. В такую ночь мы
созерцаем духом это событие: это событие историческое, действительно
случившееся, которое изменило все взаимоотношения Бога и твари. Не
только с нами Бог, но Он - один из нас. Он явил нам Своим воплощением
величие человека, который способен быть не только духоносен, но и
Богоносен, способен соединиться со всей тайной Божества и, как говорит
Ириней Лионский, в совершенстве своем быть Его славою.
Но верить в это событие, принимать его всем сердцем, всем умом -
недостаточно: надо воспринимать его всей жизнью своей, всей крепостью,
всей волей своей, и так прожить, чтобы воплощение Божие было явлено
всему миру тем, какими стали Его ученики, приобщившись тайне Божества.
Апостол Павел был гонителем Христовым, врагом молодой еще христианской
общины; но когда на пути в Дамаск он оказался лицом к лицу с
воскресшим Христом, вся его жизнь переломилась. И когда он нам
говорит: Будьте последователями моими подобно тому, как я последовал
Христу, он нам не хвастается собой, а говорит о том, что когда-то был
врагом Божиим, был врагом Христовым, врагом Церкви, но познав Божество
и Воскресение Спасителя, он всю свою жизнь изменил, стал иным
человеком. И описывает он это великими словами: Для меня жизнь - это
Христос, смерть - желанное приобретение, потому что, живя в теле, я
еще разлучен от Христа... И в другом месте он говорит: Смерть для меня
- не совлечение временной жизни, а облечение в вечность… И кончает он
величайшим словом, словом такого смирения перед волей Божией, такой
жертвенной отдачи себя Ему и людям, перед которыми делается трепетно;
он говорит нам: Однако, для вас полезнее, чтобы я остался жить, и я
готов жить - для того, чтобы свидетельствовать людям и служить им.
Быть Христовыми это значит не только умом и сердцем уверовать, это
значит всем своим существом измениться, и изменить свою жизнь. Так ее
изменить, чтобы каждый человек, который встретит либо отдельного
христианина, либо общину христиан, с изумлением глядел бы на
отдельного человека и на общину и видел, что эти люди принадлежат
иному миру: не оторвавшись от этого, но переросши его; что они -
граждане вечности, и что через них, в них вечность присутствует на
земле уже теперь, и в них раскрывается перед всеми людьми величие и
красота Царства Божия, которое есть Царство любви неограниченной,
любви бесконечной, любви, которая себя до конца отдает на спасение
ближнего - друга и врага, любящего и ненавидящего.
Только если мы будем таковыми, если жизнь наша будет - Христос, если
Его воля, Его пути, Его мечты о земле осуществятся в нас, если для нас
смерть перестанет быть страшной, а будет любимой, желанной - не как
бегство от жизни, а как вступление в вечность, и если, однако, мы
будем готовы жить самым тяжелым, самым крестным образом для того,
чтобы воссияла радость вечности другим, - только тогда люди вокруг нас
смогут поверить в Господа Бога, Спасителя всей земли, всего мира,
Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки. Аминь.
* - Интернет версию проповеди можно посмотреть на странице:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/serm.htm
Предыдущие проповеди можно выбрать в архиве:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/archive.htm
Форум библиотеки:
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/wbb2/
Электронная библиотека
"Митрополит Сурожский Антоний"
http://www.metropolit-anthony.orc.ru/
|